От лопаты до снегоочистительных машин и химических реагентов
29 декабря 2016
Когда-то дороги от снега вообще не чистили, зимой ездили на санях. Но после сильных снегопадов проезжую часть всё же расчищали дворники, вооружённые лопатами, скребками, ломами, мётлами.
О снегоуборочных повозках с механическим измельчением снега, запряжённых лошадьми, упоминалось в 1862 году в Милуоки.
Начало механизации
Первым снегоочиститель изобрёл австриец Герберт Фриц в 80-х годах XIX века. Безмоторная машина перемещала снег всего на 1,5 м вбок и успехом не пользовалась. Соотечественник Фрица, академик Писерман, приделал к ней двигатель (паровой). Дата демонстрации этой модели – 23.01.1885 г.
В 1894 канадец Артур Сикард предложил конструкцию по аналогии с молотилкой, но только 31 год спустя (1925 г.) создал самоходную машину, смонтированную на шасси с двигателем от грузовика. Она захватывала снег (свежевыпавший или слежавшийся), отбрасывала его либо на расстояние до девяноста метров, либо в специальный отсек, закреплённый сзади. Продажа этих снегоуборщиков началась с 1927 года. Со временем машину многократно усовершенствовали, но основной принцип остался неизменным.
В России вместе с плужными отвалами, которые крепили на грузовики или тракторы, с двадцатых годов прошлого века начали применять лаповые снегопогрузочные машины, «золотые ручки» (с пятидесятых годов началось их массовое производство).
Около пятидесятых годов XX века промышленность США начала производство роторных (позже – шнеко-роторных) снегоочистителей. Достаточно быстро его переняли другие страны. Теперь же производится множество разнообразных машин: плужные отвалы, роторные, плужно-роторные, фрезерно-роторные, фрезерно-плужные, газоструйные и теплогазоструйные (для аэропортов).
Борьба с гололёдом: подсыпка, химические реагенты
Рост количества автомобилей показал, что вспахивание и вывоз снега не решают проблему окончательно. Началось применение средств, вызывающих измельчение, таяние льда.
В России посыпали дороги песком, мелким щебнем, шлаком (они не растапливают лёд, но уменьшают скольжение). Финны и теперь посыпают дороги гранитной крошкой. Когда снег/лёд тает, её собирают, промывают и используют повторно.
Постепенно ассортимент реагентов расширился. Теперь применяют твёрдые, гранулированные (используются в любую погоду без температурных ограничений), жидкие (используются при сухой погоде, при температуре не ниже -5 градусов) реагенты:
- смесь песка с солью;
- технические соли (NaCl, галит);
- соль с мраморной крошкой (смесь, безопасна экологически, можно использовать повторно);
- бишофит (безвреден, не оставляет пятен на обуви).
В Беларуси создали химикаты на основе мелассы, экологичные, безопасные для металла и дорожных покрытий.
Шведы используют смесь сахар-соль (держится на дорогах дольше, причём дороги быстрее высыхают, замедляет коррозию металлов).
Самые оригинальные способы
Исландия и Норвегия решают проблему радикально: теплотрассы проводят под дорогами, тротуарами. Снег и лёд на таких дорогах не лежат долго.
Американцы разрабатывают «проект будущего»: дороги предлагают покрывать солнечными батареями под сверхпрочным стеклом. Они должны растапливать снег. Вот только есть не так много местностей, где продолжительность светового дня зимой достаточна для этого.
Современность
Для работы с большинством современных противогололедных реагентов отлично подходит созданный в Ярославле распределитель Road Master из нержавеющей стали, который производится на «ПК «Ярославич». Это новая тенденция в производстве машин для борьбы с гололедом. Большинство реагентов агрессивно влияют на металл, из которого изготавливается оборудование. А нержавеющая сталь не подвержена этому влиянию. Поэтому машины служат дольше.